Протоиерей Василий Николаевич Сергиевский

Протоиерей Василий Николаевич Сергиевский  фото

Судьба последнего настоятеля Старособорной Успенской церкви (ныне храм во имя свв. мчч. Бориса и Глеба) г. Борисоглебска Василия Сергиевского и его семьи является подлинным отражением бурных, противоречивых, зачастую трагических событий истории нашего города и края.
Василий Николаевич Сергиевский родился 3 февраля 1873 г. в с. Берёзовка - Лунёвка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1894 г. окончил Тамбовскую Духовную семинарию по первому разряду. После этого началось его знакомство с нашим городом. По окончании семинарии он год состоял псаломщиком Знаменской церкви Станичной слободы г. Борисоглебска (с 5 августа 1894 по 1 июля 1895).
В 1895 г. Преосвященным Александром, епископом Тамбовским и Шацким Василий Сергиевский был рукоположен в священники и назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма с. Мучкап, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии на место своего отца. Здесь о. Василий прослужил три с половиной года и в декабре 1898 г. был назначен к Старособорной Успенской церкви г. Борисоглебска, где в это время настоятелем был его престарелый тесть Протоиерей Василий Гурьевич Гурьев (1834-1899). Вместе с мужем на свою родину поехала и жена о. Василия матушка Мария. Мария Васильевна Сергиевская (Гурьева) родилась в 1877 г. в г.Борисоглебске. Окончила гимназию в г. Тамбове, где и познакомилась со своим будущим мужем. В 1899 г. протоиерей Василий Гурьев скончался и о. Василий Сергиевский стал настоятелем Старособорной Успенской церкви г. Борисоглебска. 

Начинался неспокойный XX век. В семье подрастали дети Николай и Екатерина. Жила семья Сергиевских в доме о. Василия Гурьева на улице Верхне-Площадной (ныне ул. Ленина, д.40, дом сохранился).
В сентябре 1903г. в г. Борисоглебск с архипастырским визитом прибыл епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев). Посещая храмы города, Владыка посетовал на отсутствие при них церковно-приходских школ, в городе в то время была единственная церковно-приходская школа при Сретенском храме. Добрый благодетель и ктитор Старособорной Успенской церкви г. Борисоглебска купец Семён Владимирович Кочергин высказал Владыке своё решение о строительстве при храме церковно-приходской школы и испросил на это благословение. При этом он обязался пожертвовать на это доброе дело 10 тыс. рублей. Благословение было получено и к 1 августа 1904 года строительство здания школы уже было завершено (ныне в этом здании находится городской Дом ремёсел). 14 сентября 1904 г. Владыка Иннокентий вновь посетил г. Борисоглебск и новую школу при Успенской церкви. Он остался весьма доволен прекрасным, большим и светлым зданием, сказав, что оно: «служит лучшим украшением города и было бы хорошим школьным зданием даже в столицах». 1
В освящении здании новой школы приняло участие практически всё духовенство города. При этом настоятель храма о. Василий Сергиевский произнёс прекрасную, полную чувств глубокой благодарности Владыке и ктитору храма, речь, в которой отметил, что школа: «будет светом и теплом в духовной жизни учащихся» 2
Школа предназначалась для обучения девочек, в ней обучалось свыше 100 человек. Отец Василий был назначен её заведующим и законоучителем. 

Попечительницей школы стала супруга ктитора Агриппина Алексеевна Кочергина.
Необходимо отметить, что С.В. Кочергин был ктитором и попечителем Успенского храма с 1880 г. на протяжении многих лет. Он немало потрудился для благоукрашения храма Божия и содержания церковно-приходской школы, по чувству христианской любви к Богу много жертвовал из собственных средств.
Отец Василий ревностно принялся за дело духовного образования детей, все свои силы, духовный опыт и знания он отдавал этому благому делу. Для преподавания общеобразовательных предметов в школу были приглашены светские педагоги. И дети откликнулись на старания своего доброго батюшки искренним уважением и любовью. 

Тамбовские Епархиальные Ведомости в 1909 г. опубликовали речь о.Василия Сергиевского, сказанную в день двадцатипятилетнего юбилея церковно-приходских школю. В ней священник касается начала их деятельности в царствовании Императора – Миротворца Александра III и говорит о многих трудностях на этом пути. Далее он отмечает современное благоприятное положение церковно-приходских школ: «Теперь, через двадцать пять лет, помощью Божиею, благодаря энергии приходских пастырей и щедрым жертвам приснопоминаемых жертвователей, церковные школы уже не ютятся в тёмных караулках и грязных избах, а имеют приличные, а некоторые и роскошные помещения. Теперь по своему учебно-воспитательному значению церковные школы стали в ряд со светскими школами и общество, и руководители светских школ, видя это, протягивают дружескую руку своим духовным товарищам и соработникам на ниве народного просвещения»3
Говоря о положении церковно-приходских школ, священник отметил и тот факт, что раздаются и недобрые высказывания в их адрес, в том числе и с высокой трибуны Государственной Думы, но этот шум слышится их того лагеря, который идёт не только против церковных школ, но и против всего церковного, против самой Церкви.4
Из этих слов пастыря, не побоявшегося обличить высокие власти, можно сделать вывод о том, что уже в то время начинались процессы, направленные против Церкви и здравомыслящие люди отчётливо это видели и возвышали свой голос в Её защиту.
Эти слова характеризуют о. Василия, как пастыря, радеющего о своей Вере, Церкви и вверенной ему Богом пастве.
В эти годы усердными трудами о. Василия и С.В. Кочергина в Старособорной Успенской церкви был проведён полный наружный и внутренний ремонт. Здание храма было построено в 1792 г. на месте ранее существовавших двух деревянных церквей. Строительство первой из них относится к 1703 г. В то время храм был освящён во имя покровителей города, свв. мчч. благ. кнн. Бориса и Глеба и с тех пор стал главным городским храмом.
Впоследствии, после нескольких перестроек, собор стал Успенским с приделом во имя свв. мчч. Бориса и Глеба. Это одна из первых церквей города.

Тем временем семья Сергиевских увеличивалась. В 1901 г. у о. Василия и матушки Марии родился сын Иван, в 1903 г. – Сергей, а в 1910г. – Михаил. Заботу о семье о. Василий совмещал с обширной и плодотворной общественной и преподавательской деятельностью.
В г. Борисоглебске о. Василий Сергиевский пользовался большим уважением, заслуженным авторитетом и любовью не только своих прихожан, но и руководства города и уезда. Он считался лучшим городским проповедником. «Борисоглебским златоустом» по-доброму называло его местное духовенство. В июле 1912 г. правящим архиереем о. Василий был назначен благочинным Борисоглебского городского округа. Священник в течение 15 лет был законоучителем церковно-приходской школы при Старособорной Успенской церкви и, кроме того, в течение 17 лет законоучителем ещё двух приходских училищ. В течение 15 лет приводил к присяге свидетелей и присяжных заседателей волостного окружного суда.
За усердные труды во славу Церкви и народа Божия о. Василий Сергевский не раз поощрялся епархиальным священноначалием. Он был награждён камилавкой, наперсным крестом, другими наградами, возведён в сан протоиерея.
Тамбовские Епархиальные Ведомости, описывая обозрения Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, Епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1911г., отмечали, что Старособорная Успенская церковь г.Борисоглебска и церковно-приходская школа при ней содержатся настоятелем и ктитором в прекрасном состоянии: «Причт в Старособорной церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. Все они имеют трезвую жизнь и по должности исправны. Священник обнаруживает себя усердным проповедником и аккуратным законоучителем.» 
Наступил 1914г. Началась Первая Мировая война. В это тяжёлое время военное лихолетье коснулось и города Борисоглебска. В этом году о.Василий Сергиевский избирается членом Уездного попечительного общества о тюрьмах. Князь Сергей Михайлович Волконский отдал свой собственный дом в г. Борисоглебске под военный госпиталь для раненых солдат и являлся его попечителем. Духовно окормлял госпиталь, помогая воинам быть духовно стойкими, священник Василий Сергиевский. 
В это время земским врачом, а также главным врачом госпиталя был известный в городе и уезде доктор Николай Николаевич Масловский, именем которого ныне назван районный перинатальный центр в г. Борисоглебске. Его помощницей была родственница о. Василия по линии матушки Мария Павловна Мелешкевич (Гурьева), впоследствии известный в г. Москве доктор.
Наступали тяжёлые времена, времена коренных перемен в государстве и ломки человеческих душ. Недоброе дыхание времени чувствовалось во всём, общество становилось всё более политизированным. Отец Василий, со свойственной ему духовной энергией, продолжал свой нелёгкий пастырский труд, приводя ко спасению христианские души. В своих проповедях, обращённых к пастве, следуя духу Евангелия, он избегал политических тем, но его духовная мудрость, пастырский опыт и талант проповедника позволяли людям услышать в его словах самое нужное, важное и необходимое для души в это нелёгкое время. Как и в былые времена многие приходили в Успенский храм, чтобы услышать мудрое слово любимого пастыря, задевающее глубинные душевные струны и доходящее до сердца. Это было так необходимо во времена духовной и политической смуты.
Пришёл 1917. Русскому человеку, душа которого веками стремилась к Богу, новые власти попытались преградить этот путь. С невероятной жестокостью они стремились убить Бога в русской душе – христианке.
С высоты прошедшего времени, нам, ныне живущим, очень сложно, а может быть и невозможно до кона ощутить, прочувствовать меру трагизма этой эпохи. Понять, как тяжело было людям того времени, привыкшим к определённым жизненным устоям, менять эти устои, подчас вопреки своим желаниям. Видеть, как рушится государство, слышать новые лозунги и новые призывы. А самое главное – понять в каком же лагере остаться…?
Но для человека верующего путь один – какой бы ни была власть, необходимо оставаться верным незыблемым словам Евангелия и своей Церкви. Многие тогда избрали именно этот путь. Для большинства из них он оказался крестным.
Свой крестный путь избрал для себя тогда и о. Василий Сергиевский. Несмотря на притеснения со стороны властей и тяготы жизни батюшка продолжал своё пастырское служение. Закрытие храмов в г. Борисоглебске началось только в конце 20-х годов, но в соответствии с декретом правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» была закрыта церковно-приходская школа при храме, другие учебные заведения, где о. Василий был законоучителем. Единственной школой жизни и кораблём спасения оставался Божий храм. Вплоть до его закрытия о.Василий Сергиевский оставался благочинным Борисоглебского городского округа.
В 1922г. от всех священнослужителей власти потребовали заполнить некие анкеты. Вероятно, это было связанно с внедрением в церковную среду обновленческого раскола. Среди 14-ти вопросов анкеты были вопросы, касающиеся отношения священнослужителей к советской власти и обновленческому движению. Отвечая на вопросы этой анкеты о. Василий писал: «Справедливость социальной революции и народного труда признаю только на основе Евангельской любви, при которой действительно возможна истинная свобода, равенство и братство, создание Царства Божия на земле.»
Как и большинство представителей духовенства уезда о. Василий признал существование обновленческого движения «…но до того пока это движение не касается изменения или отмены коренных православных догм и канонов и наиважнейших обрядов…»
Из ответов священника мы видим, что самым важным для него, как истинного пастыря, в этих условиях было сохранение Духа Евангелия, незыблемости и нерушимости церковных канонов и правил. Он радел за то, чтобы «Царство Божие на земле» строилось именно на этих и никаких других основах.
Однако обновленцами было нарушено большинство из установленных Церковью и имеющих апостольскую преемственность христианских канонов и церковных правил. В основе нового государственного строя не стоял христианский закон. Большинство из священнослужителей это осознало и возвратилось к исконной Церкви. Государству не удалось, таким образом разложить Церковь изнутри, и Она не стала послушной исполнительницей воли безбожной власти, но явила миру сонм своих новомучеников и страдальцев за Веру.
В городе начались открытые репрессии в отношении духовенства и верующих. На глазах у благочинного арестовывали его товарищей – священников и прихожан, а он был бессилен и это разрывало его душу… Закрывались храмы. В 1929 г. была закрыта и Старособорная Успенская церковь г.Борисоглебска, о. Василий не мог более служить. Большинство из его сыновей к этому времени переехали в Москву, с родителями осталась лишь дочь Екатерина, которая была глухонемой. Отцу Василию в это время было 56 лет. Волна репрессий конца 20-х начала 30-х годов миновала священника. Жилось трудно, но бывшие прихожане, помня своего отзывчивого и доброго батюшку, помогали чем могли.
Наступил страшный 1937 год, когда новая волна невиданных репрессий захлестнула страну. Город Борисоглебск стал одним из центров Воронежской области (в 1929 г. город вошёл в её состав), где отбывало заключение и впоследствии, по приговору Троек, здесь же было расстреляно большое количество священнослужителей, монашествующих и простых мирян. Многие из священников города приняли здесь мученическую кончину. 
В 1937 г. протоиерей Василий Николаевич Сергиевский был арестован.

Сначала он содержался в тюрьме г. Липецка, но затем место заключения было изменено и вплоть до 1940 г. семье не было известно о его судьбе. Матушка Мария Васильевна писала в соответствующие инстанции, но ответа не получала. Наконец на очередной запрос семьи в 1940 г. был получен ответ из управления Унженского Исправ.-Труд Лагеря НКВД, из которого следовало, что Василий Николаевич Сергиевский умер в заключении 4 августа 1939 г. Ему было 66 лет.
Вероятно, это была лишь отписка для родственников. Зачастую лагерное начальство, следуя инструкции органов НКВД, не писало в этих документах правды о кончине заключённых, но в их личных архивно-следственных делах имелись документы о расстреле, датированные более ранним числом, чем справка о смерти, выданная родственникам.
Так завершился земной, исповеднический путь последнего настоятеля Старособорной Успенской церкви г. Борисоглебска протоиерея Василия Николаевича Сергиевского. Путь истинного доброго пастыря, отдавшего свою жизнь за Имя Божие и Церковь Христову, несмотря ни на что, оставшегося верным Богу и Церкви до конца.
Ныне родственники о.Василия, которые проживают в г.Москве, свято чтут память о своём предке. Живы три внучки священника. Они, их дети и внуки совместными усилиями воссоздали родословную своей семьи, которая имеет много известных в истории г.Борисоглебска фамилий. Ежегодно родственники о. Василия посещают г.Борисоглебск, молятся в храме, в котором служил досточтимый батюшка, совершивший истинный духовный подвиг и занявший достойное место в сонме новомучеников и исповедников Веры Борисоглебской земли и Русской Православной Церкви.
Справка о кончине о. Василия Сергиевского в Унженском лагере.


1 Т.Е.В. №42. 16 октября 1904 г., стр. 2073

2 Там же.

3 Т.Е.В. №43. 1909г., стр. 1990

4 Там же.

5Князь Сергей Михайлович Волконский среди раненых. (стоит четвёртый слева)Борисоглебский госпиталь. Фото 1915г.
Т.Е.В. №22-23. 9 июля 1912г., стр. 1157.


6 ГАТО. Ф.181, д. 2418. стр. 185

7 Там же.

app-storearrow-specarrowРесурс 2Ресурс 1Ресурс 3closeemailgoogle-playic-app-storeic-arrow-left-mutedic-arrow-rightic-arrow-upic-bank-coloric-bankic-big-eventsic-big-historyic-big-organizationsic-big-promoic-bookmarkic-bus-coloric-busic-car-coloric-caric-cardic-cart-coloric-cartic-cashic-chat-coloric-chatic-chevron-downic-chevron-left-goldic-chevron-leftic-chevron-right-blueic-chevron-right-goldic-chevron-rightic-close-redic-close-whiteic-closeic-coffee-coloric-coffeeic-connectivity-coloric-connectivityic-culture-coloric-cultureic-divideric-education-coloric-educationic-emergency-coloric-emergencyic-envelopeic-google-playic-goverment-coloric-govermentic-hands-coloric-handsic-homeic-hotels-coloric-hotelsic-marker-activeic-marker-blueic-marker-goldic-marker-gpic-marker-whiteic-markeric-medicine-coloric-medicineic-money-blueic-odnoklassniki-whiteic-odnoklassnikiic-okic-park-coloric-parkic-pharmacy-coloric-pharmacyic-phoneic-production-coloric-productionic-religion-coloric-religionic-search-activeic-search-whiteic-searchic-shareic-sport-coloric-sportic-taxi-coloric-taxiic-time-blueic-timeic-topic-babyic-topic-caric-topic-flatic-topic-giftic-topic-hobbyic-topic-holidayic-topic-jobic-topic-new-yearic-topic-repairic-topic-schoolic-topic-springic-topic-vacationic-topic-villageic-topic-weddingic-topic-winter