Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб фото

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизованные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии.
Еще при жизни отца князь Борис получил в удел Ростов,  а Глеб – Муром. Управляя своими княжествами, они проявляли  мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь Борис  прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но  князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты, и пронзили его копьями. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. 5/18 сентября день мученической кончины святого Глеба.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» Ин. 1, 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время -  святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Дмитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380).

Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году:
15 мая по новому стилю — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде.
6 августа по новому стилю — совместное празднование святым.
18 сентября по новому стилю — память святого князя Глеба.

История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.

app-storearrow-specarrowРесурс 2Ресурс 1Ресурс 3closeemailgoogle-playic-app-storeic-arrow-left-mutedic-arrow-rightic-arrow-upic-bank-coloric-bankic-big-eventsic-big-historyic-big-organizationsic-big-promoic-bookmarkic-bus-coloric-busic-car-coloric-caric-cardic-cart-coloric-cartic-cashic-chat-coloric-chatic-chevron-downic-chevron-left-goldic-chevron-leftic-chevron-right-blueic-chevron-right-goldic-chevron-rightic-close-redic-close-whiteic-closeic-coffee-coloric-coffeeic-connectivity-coloric-connectivityic-culture-coloric-cultureic-divideric-education-coloric-educationic-emergency-coloric-emergencyic-envelopeic-google-playic-goverment-coloric-govermentic-hands-coloric-handsic-homeic-hotels-coloric-hotelsic-marker-activeic-marker-blueic-marker-goldic-marker-gpic-marker-whiteic-markeric-medicine-coloric-medicineic-money-blueic-odnoklassniki-whiteic-odnoklassnikiic-okic-park-coloric-parkic-pharmacy-coloric-pharmacyic-phoneic-production-coloric-productionic-religion-coloric-religionic-search-activeic-search-whiteic-searchic-shareic-sport-coloric-sportic-taxi-coloric-taxiic-time-blueic-timeic-topic-babyic-topic-caric-topic-flatic-topic-giftic-topic-hobbyic-topic-holidayic-topic-jobic-topic-new-yearic-topic-repairic-topic-schoolic-topic-springic-topic-vacationic-topic-villageic-topic-weddingic-topic-winteric-user-goldic-useric-vk-whiteic-vkmenuodnoklassnikiphonephone2pinplay2searchsocial-fbsocial-igsocial-oksocial-twsocial-vksocial-ytstarvk1